Студенческий театр «Ювента» глазами очевидцев
ЛИВТЪ №17 (2012)
16 апреля состоялось первое занятие в новом студенческом театре «Ювента». Интерес к театральной деятельности проявили студенты с гуманитарного, экономического, юридического и гидротехнического факультетов. Следующий набор запланирован на сентябрь.
Обучение в театре серьезное, но и результатов «Ювента» добивается внушительных. На первом занятии студентам были продемонстрированы видеофрагменты спектаклей из репертуара театра. Эти спектакли с успехом идут уже не первый год на разных площадках города. Также, театр организует фестивали международного уровня, и сам является победителем многих театральных фестивалей.
Группа первопроходцев уже начала заниматься актерским мастерством, эстрадным вокалом и современным танцем. В дальнейшем, к этим занятиям добавятся сценическая речь, основы сценического ритмоощущения, режиссура и, на выбор, история театра или история кино.
Лучше всего атмосферу первых занятий передают отзывы непосредственных участников:
Впервые, придя на занятия по актерскому мастерству в театр «Ювента», я ощутила теплую дружескую атмосферу, полную ярких красок и эмоций.
Ульянова Елена
Так, уже три занятия я открываю в себе много интересного. Начинаю тщательно наблюдать за собой и за тем, что меня окружает. Мне очень нравится, хоть иногда что-то и не получается. Надеюсь, что открою еще больше интересного для себя и в себе.
Буланова Анастасия
Ждал худшего. Оказалось, что лучше не придумаешь. Смутно представлял, что это может быть, но реальность оказалась идеальной. По мне, все интересно. Занятие пролетает за минуту.
Лукьянов Иван
Мне очень понравились преподаватели в театре «Ювента» и я намерена серьезно здесь продолжать обучение.
Шарыгина Александра
Каждое занятие мы делаем что-то новое и интересное, что позволяет раскрыть себя, преодолеть в себе комплексы.
Чувьюрова Татьяна
Занятия в студии «Ювента» позволяют раскрепоститься, узнать в себе что-то новое. Могу сказать, что сначала это было довольно сложно, т.к. по привычке оглядываешься на окружающих тебя людей.
Лузунова Дарья
На занятиях по актерскому мастерству я открываю новые возможности своей фантазии. Учусь развивать воображение и внимание. Каждый раз здесь происходят удивительные открытия. Мне очень нравится сюда ходить, здесь я заряжаюсь позитивом и узнаю новое и интересное.
Арминен Елена
Огненный мюзикл от любительского театра
Proсцениум
Три последних раза я ходила в один и тот же театр – и все три раза на один и тот же спектакль. Я надеялась понять – как? Как непрофессиональному театральному коллективу (это был студенческий театр «Ювента» РГПУ им. Герцена) с их неоднозначной литературной основой и таким несерьёзным постановочным жанром (они работают в жанре мюзикла) всё время удаётся выжать из меня слёзы?
Спектакль-мюзикл «Симфония огня» поставлен по роману Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Я люблю Бредбери – этого фантаста-предсказателя, фантаста-пророка, фантаста-знатока человеческих судеб. Он мыслит глубоко, а пишет тонко и проникновенно. Как, наверно, легко театру испортить его произведения неправильной трактовкой, упрощением, фальшей или грубым стилем. Но «Ювента», видимо, любит Бредбери не меньше моего, раз так серьёзно и вдумчиво подошла к выбору романа и поднимаемым в нём проблемам.
Этот спектакль не о будущем, как когда-то полагал писатель, а о нашем настоящем, со всех сторон окружённом рекламными щитами и теленетными стенами. Такой до боли знакомый нам мир телевидения, комиксов и глянцевых журналов! Толпа на сцене, как в панцирь, спряталась в наушники от действительности и бездумно нашёптывает рекламу зубной пасты. Беззаботные красотки с презрением рассуждают о собственных мужьях, детях и о войне. Они не слышат, не понимают, не чувствуют друг друга. «Жизнь коротка, помоги, Боже, успеть продать жизнь подороже. Мне ничего больше не надо – была бы работа, была бы зарплата!» — хором поют они. В их жизни нет места иным тревогам, поэтому чтение книг – кладезей мудрых мыслей, страстей, переживаний и вечных вопросов – считается величайшим преступлением. За уничтожением книг и арестом их хранителей следят бравые пожарные во главе с брандмейстером Битти. Главный герой, пожарный Гай Монтэг, тоже вторит своим товарищам — «Книги сжигай до тла, до пепла и даже пепел сжигай!», — но искренность и нежность семнадцатилетней Клариссы помогают его душе прозреть.
Роман Бредбери в толковании актёров театра «Ювента» претерпел значительные сокращения, но это не сделало спектакль хуже. Отсеклось неглавное, неосновное, осталась лишь концентрированная правда. И актеры театра «Ювента» всеми силами пытаются донести эту правду до зрителя. С помощью оригинальной музыки и удивительных песен, исполненных не всегда чисто, но всегда искренне и честно. С помощью потрясающих актёрских работ. Девушка, исполняющая Клариссу, как и у Брэдбери, — легка и воздушна, а молодой человек в роли брандмейстера Битти, как истинный пожарный, неподражаемо твёрд, суров, но многогранен. Да и от всего актёрского ансамбля веет такой энергетикой и заразительностью, что хочется приходить на спектакль снова и снова.
Я бесконечно долго могу смотреть на две вещи: на то, как горит огонь и на то, как исполняют его симфонию актеры театра «Ювента». «Симфония огня» — спектакль студенческого театра, поставленный по произведению Рея Бредбэри «451° по Фаренгейту». 451° — температура, при которой горит бумага, «Симфония огня» — мюзикл, в котором горят глаза и пылают сердца молодых актеров.
Лирические песни сменяются гимнами, откровения — проповедями, лед – жарким огнем. И среди всей этой огненной феерии, симфонии разума и чувств – искорка надежды, что зритель не покинет зрительного зала «пустым», равнодушным, потухшим…
Фестиваль «Балтийский берег-2011» объединил любительские театры семи стран
Вадим САВИЦКИЙ, для портала русской общины Эстонии, 29 марта 2011
В Центре русской культуры столицы Эстонии прошёл V Международный фестиваль любительских театров «Балтийский берег».
В этом году фестиваль собрал восемь коллективов из семи стран. Звучали постановки на русском, литовском, польском и даже на итальянском и французском языке, но это не помешало зрителям понять главных героев благодаря безупречному мастерству актёров. Фестиваль длился с 25 по 27 марта и в общей сложности было сыграно восемь постановок.
Открыл мероприятие гость фестиваля — профессиональный театр «Русская сцена» из Германии. Исполнителем главной и единственной роли Андрэ Мошоем был сыгран спектакль «Исповедь маски» по одноимённому роману Юкио Мисимы. Режиссёр моноспектакля – Инна Соколова-Гордон.
Театр «ЮВЕНТА» РГПУ им. А. И. Герцена из Санкт-Петербурга представил зрителям свою постановку «Симфония огня» (по роману Бредбери «451 градус по Фаренгейту»), наполненную ярким оформлением, слаженной игрой актёров и актуальностью.
Гости из Польши показали в своей постановке жизнь евреев-скитальцев, которые живут во времена полного презрения и страха. Главные герои скучают, вспоминают и боятся за своё будущее. Театр «KOD» представил постановку «Запах». Сценарий к ней написал сам режиссёр Анатоль Вершовски.
Тему одиночества и любви раскрыли актёры театра «REBUS» из Литвы. Режиссёр – Йонас Бузиляускас, художник – Римвидас Пупелис.
Театр-студия из Смоленска «Диалог» показал зрителям свою постановку известной гоголевской пьесы «Женитьба». Своим спектаклем актёры как бы предупреждают молодёжь: всё должно произойти вовремя, не противореча одно другому, иначе получится как у Гоголя – всё не так! Режиссёр – заслуженный деятель искусства России Виктор Зимин.
Молодёжная студия «Йорик» из Латвии представила публике спектакль «Мы ждём перемен» по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта», в которой показывается противостояние между любовью и нетерпимостью, ненавистью и алчностью. Режиссёр – Илья Бочарниковс.
Красивую и грустную историю о том, как можно делать добрые дела при жизни показал таллинский театр «Арт-Гротеск» в своём спектакле «Счастливый…» (Оскар Уайльд). Режиссёр – Татьяна Буйнова.
Завершили фестиваль итальянские актёры из Флоренции (Центр интернационального театра). Постановка под названием «Выход» рассказывает о том, как в тюремном каземате оказываются заключены двое мужчин (француз и итальянец) и женщина (русская), которые, несмотря на отсутствие еды, воды и света, показывают жизнерадостное противостояние несвободе. Режиссёр – Ольга Мельник.
Каждое утро начиналось для актёров совместными мастер-классами по сценическому действию, которые проводил Андрей Зубков.
Празднование Международного Дня театра совпало с закрытием фестиваля и торжественной церемонией награждения коллективов. Театр «Ювента» получил приз за лучший актерский ансамбль, актёры театра «KOD» Бартек Мазуркевич и Мацыс Харзына получили приз за лучший мужской дуэт, а Юлии Степановой из смоленского театра-студии «Диалог» был вручен приз за женскую роль.
В состав жюри вошли театральный критик Борис Тух, актёр театра и кино Андрей Зубков, режиссёр Русского театра кукол Владимир Барсегян, актёр и режиссёр Эрки Ауль и журналист Радио 4 Александр Лукьянов.
Председатель оргкомитета фестиваля, директор Центра русской культуры Юрий Поляков рассказал о специфике фестиваля. «Это необычный фестиваль, где на одной сцене встретились и профессиональные театры, и любительские. Для многих участников это уже образ их жизни, возможность самовыразиться, познать что-то новое, при этом, кто постарше – имеют работу, семью и всё успешно совмещают в своей жизни».
Специальные призы от Радио 4 получили театры «Ювента» (С.-Петербург), «Арт-Гротеск» (Таллин), «Русская сцена» (Берлин) и Центр интернационального театра (Флоренция).
«Ювента» в Калининграде
«Санкт-Петербургские Ведомости» №52 (4090), 24 марта 2008
23 марта театр «Ювента» представил Санкт-Петербург на XII фестивале студенческих и молодёжных театров «Равноденствие-2008», который открылся в субботу в Калининграде.
В рамках фестиваля был показан спектакль «Симфония огня» по роману Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Фестиваль «Равноденствие» проводится в Калининграде уже двенадцатый раз и с каждым годом собирает всё большее количество молодёжных и студенческих театров со всей страны.
Членами жюри и гостями фестиваля обычно являются известных в театральных кругах люди. Благодаря различным международным проектам, а также победам в различных фестивалях и конкурсах театр «Ювента» знают во многих российских и европейских городах.
Прошлый год ознаменовался для театра поездкой в Германию, положившей начало совместному проекту под названием «Студенческий театр: российско-германский диалог».
«Ювента» является организатором международного фестиваля «Новый взгляд», проводящегося в нашем городе.
Воспитание театром
С.Б.СМИРНОВ, проректор по учебной и воспитательной работе, «Вестник герценовского университета» №3(53), 20 марта 2008
Всякий хороший педагог артистичен. Любой талант, конечно, от Бога, но азам актёрского мастерства можно научить. Нельзя не вспомнить, что театральное искусство включалось в программы обучения ещё самых первых российских учебных заведений. Да и первый профессиональный отечественный театр в середине XVIII века вырос из любительского театра Петербургского шляхетского корпуса, который в 30-50-е гг. «осьмнадцатого» столетия давал лучшее в России образование. Подготовка спектаклей, концертов и представлений с воспитанниками была важной составной частью работы и педагогов Воспитательного дома, продолжателем истории которого стал наш университет. В советский период ЛГПИ им. А.И.Герцена по праву считался одним из центров театральной студенческой жизни Ленинграда. Уже десятилетия насчитывает история проведения фестивалей «Весна студенческая» и «Конкурс первокурсника». Эти фестивали всегда служили мощным стимулом для развития студенческого творчества на факультетах, на многих из которых сложилась своя театральная традиция. Ярким примером здесь может служить живущая несколько десятилетий «Опера матфака». Центром студенческой, в том числе и театральной, жизни института всегда был его клуб, где работала театральная студия, пользовавшаяся большой популярностью среди студентов. В связи с этим нельзя не вспомнить легендарного директора герценовского клуба А.А.Ахаяна, столетний юбилей которого будет отмечаться в сентябре 2008 г. Ахаян возглавлял клуб ЛГПИ 35 лет, и при нём он превратился в один из самых популярных центров студенческой, в том числе и театральной, жизни нашего города. В 70-80-е гг. театральная студия института пережила период расцвета под руководством Ю.И.Виноградова. Спектакли в его постановке отличались публицистичностью и яркостью формы. Театральная студия клуба, театральные коллективы факультетов воспитали многие поколения студентов, которым приобретённый в них опыт очень помог в профессиональной деятельности, в достижении жизненных и общественных успехов.
В начале 90-х гг. казалось, что все эти замечательные традиции умерли навсегда. И студентов, и преподавателей больше волновали проблемы выживания в условиях социально-экономического кризиса, чем задачи творческой самореализации на театральных подмостках. Поворотным моментом в современной истории студенческого театра в нашем университете стало празднование двухсотлетия.
РГПУ им. А.И.Герцена. Именно тогда по инициативе первого проректора В.А.Козырева и по приглашению ректора Г.А.Бордовского в университет пришёл В.И.Николаев, выпускник РГПУ им.А.И.Герцена и Петербургской академии театрального искусства, который к тому времени имел уже достаточно большой опыт режиссёрской работы, в том числе и на телевидении. Огромные трудности, с которыми пришлось столкнуться при подготовке к юбилейному концерту, и интерес к творческой деятельности, проявленный тогда многими студентами, показали, что пришло время восстановления традиций. И десять лет назад, 1 апреля 1998 г., в университете был открыт Центр творческого развития и досуга студентов. Ядром центра стал студенческий театр, который с 1 сентября 2001 г. получил имя «Ювента» в честь греческой богини вечной молодости.
Сегодня, оглядываясь на десятилетний путь, пройденный возрождённым студенческим театром Герценовского университета, очевидно, что важнейшими предпосылками успеха этого начинания были творческий и организаторский талант руководителя В.И.Николаева и совпадение его взгляда на возможности современного молодёжного театра с жизненными представлениями и интересами тех студентов начала XXI века, которые стремятся к творческому самовыражению на сцене. Постепенно сложились структура театра и принципы отбора актёров. Каждую осень «Ювента» объявляет набор в труппу, проходящий на конкурсной основе. С каждым годом участников этого конкурса становится всё больше. Желающие представляют небольшую программу, которая должна отразить их творческие возможности в вокале, танце, сценическом мастерстве. Такой набор требований отражает синтетический характер современного студенческого театра РГПУ им. А.И.Герцена. Но этот конкурс – только начало огромной повседневной работы, которая проводится со студентами, ставшими актёрами «Ювенты». По сути дела «Ювента» — это не только, а, может быть, не столько театральный, сколько воспитательный и образовательный проект, очень органично вписавшийся в контекст всей педагогической деятельности университета. Со студентами проводятся регулярные занятия по актёрскому мастерству и режиссуре, эстрадному вокалу и современному танцу, истории театра и кино. И всё-таки самая главная творческая и педагогическая работа, которую проводит со студентами В.И.Николаев и его сотрудники – это репетиции спектаклей «Ювенты» и сами эти спектакли. Здесь необходимо отметить, может быть, главное. Театр Герценовского университета заметно отличается от многих современных студенческих коллективов тем, что не столько развлекает сверстников, которые составляют большинство его зрителей, сколько ставит перед ними серьёзные нравственные и общественные проблемы, актуальные для молодёжи наших дней.
Автор этой статьи не искусствовед и не критик, но, как представляется, в спектаклях «Ювенты» плодотворно сочетаются две театральные традиции. Одна – это американский по происхождению мюзикл, с его исключительным вниманием к качеству режиссуры, музыки, хореографии, уровню исполнительского мастерства и яркости формы. В последние десятилетия этот жанр был творчески освоен отечественным театром, который наполнил его серьёзным содержанием (достаточно вспомнить спектакли московского «Ленкома» в постановке М.Захарова). Линию российского «серьёзного» мюзикла и продолжает «Ювента». Другая традиция – это театр Б.Брехта, в свою очередь испытавший влияние как того же мюзикла и немецкой культуры театра-кабаре, так и русского авангардистского театра первых послереволюционных лет и, в первую очередь, театра В.Мейерхольда. Конечно, нельзя напрямую сравнивать постановки студенческого театра с высшими достижениями театральной культуры ХХ столетия. Но показать источники его самостоятельного творческого развития, которое сопровождается значительными творческими результатами, кажется очень важным для понимания значения такого незаурядного для современного театрального движения явления, как «Ювента».
В 2002 н. появилась первая постановка театра – мюзикл «Вот тебе и Гамлет…» Уже в этом спектакле проявились характерные черты творческого метода В.И.Николаева – стремление создать синтетическое представление, где танец, пантомима, музыка и слово занимают равное место. В основу сценария были положены произведения Л.Филатова («Любовь к трём апельсинам») и М.Павловой («Из жизни одного принца», «Гамлет», «Балаган на площади»). Тогда, в самом начале первого десятилетия XXI века, наиболее актуальной проблемой, которая самым серьёзным образом затрагивает молодёжь, театру казалась тема «человека массы», находящегося под влиянием СМИ и рекламы. При некоторой структурной рыхлости спектакль производит сильное впечатление яркостью формы и искренней страстью молодых актёров. Большим успехом театра стал следующий спектакль, мюзикл «День подлинной свободы», в основе сценария которого лежат повесть Ю.Даниэля «Говорит Москва» (её публикация под псевдонимом за границей в шестидесятые годы ХХ столетия легла в основание знаменитого «антисоветского» дела Даниэля и Синявского) и одна из великих «маленьких трагедий» А.С.Пушкина – «Пир во время чумы». Антиутопический и фантасмагорический сюжет спектакля – это творческая попытка понять день сегодняшний. Смелые режиссёрские находки, мультимедийное сопровождение, соединение музыки, пластики и слова, глубокая обеспокоенность проблемами сегодняшнего дня отличают этот спектакль. Признанием актуальности и качества спектакля стало его приглашение к участию в самом престижном российском театральном фестивале «Золотая маска».
Важной особенностью творческого метода «Ювенты» является стремление разомкнуть рамки достигнутого, раскрыть перед студентами-актёрами новые творческие горизонты. С первых своих шагов театр не только активно участвует в жизни университета, но и представляет его на городских мероприятиях и праздниках, в межвузовских конкурсах, в которых он неоднократно занимал призовые места. Театр сотрудничает со многими вузами и колледжами Петербурга, выступает в различных образовательных учреждениях города. С 2002 г. на спектаклях «Ювенты» присутствовало около 20 000 зрителей: около 8 000 студентов РГПУ, около 6 000 старшеклассников из школ, входящих в ассоциацию «Университетский образовательный округ», студенты других вузов, колледжей и училищ. В результате театр приобрёл значительную популярность среди студенчества, и сегодня не только студенты нашего университета, но и других вузов стремятся стать его актёрами. Однако сегодня уже можно говорить о том, что известность «Ювенты» перешагнула границы Петербурга. И большая роль в этом принадлежит проведению по инициативе театра фестиваля студенческих театров «Новый взгляд» на базе РГПУ им. А.И.Герцена.
Целью проведения фестиваля была реализация миссии университета как общероссийского центра образования и культуры, стремление предоставить возможность студенческим театральным коллективам из различных регионов России показать свои достижения, обменяться опытом и впечатлениями, принять участие в мастер-классах ведущих театральных педагогов, услышать мнения известных театральных критиков. Как и всякое новое дело, подготовка к первому фестивалю оказалась нелёгкой, и основная доля забот легла на плечи руководства Центра творческого развития и досуга студентов. Но нельзя не отметить, что эти трудности вместе с «Ювентой» преодолевали все участвующие в этой работе службы университета и, в первую очередь, возглавляемые проректором по административно-хозяйственной работе В.И.Андреевым. Благодаря усилиям ректора университета Г.А.Бордовского организатором фестиваля выступило Федеральное агентство по образованию, в число организаторов вошли также Международная театральная ассоциация AITA (членом которой «Ювента» является с 2004 г.) и Союз театральных деятелей России. В фестивале принимали участие театральные коллективы вузов Казани, Москвы, Перми, Самары, Твери, Тюмени, Хабаровска, Челябинска и Санкт-Петербурга. В программу фестиваля вошли лучшие спектакли молодёжных и студенческих театров, прошедших предфестивальный отбор. В оргкомитет фестиваля пришло более 200 заявок. Среди жюри и почётных гостей были представители Международной театральной ассоциации AITA, Союза театральных деятелей России, деятели культуры и руководители театральных организаций Германии, Эстонии и Латвии. Фестиваль имел большой общественный резонанс, широко освещался в прессе и на телевидении. В благодарственном письме, адресованном В.И.Николаеву, председатель Союза театральных деятелей Российской Федерации А.А.Калягин выразил уверенность в том, что «фестиваль внесёт достойный вклад в дело возрождения студенческого фестивального движения в нашей стране, будет способствовать укреплению международного сотрудничества в области любительского театра».
Для самого театра «Ювента» фестиваль был важен, как возможность заявить о себе на российском и международном уровне и как повод сверить направление и уровень своего развития с мнением зрителей и театральной общественности, получить новые импульсы для творческого роста. Важнейшими признаками успеха фестиваля стали предложения участников сделать его традиционным и международным. Свидетельством возросшего авторитета театра стало его участие в Третьем международном фестивале студенческих театров, организованном театром МГУ. Благодаря помощи руководства университета в Москву были отправлены не только представительная труппа, но и объёмные декорации. Спектакль «День подлинной свободы» в зале Дворца культуры МГУ прошёл с большим успехом, зрители и специалисты отмечали энергию и азарт молодого театра, серьёзность заявленной темы и экспериментальность её воплощения. В ходе московских гастролей театр выступил и перед участниками VI форума молодых писателей России, и его спектакль нашёл отклик не только у молодых писателей, но и многих признанных литераторов – участников форума.
В 2007 г. «Ювента» вступила в новый период развития, главным содержанием которого стали как новые творческие успехи, так и активная международная и фестивальная деятельность. В феврале 2007 г. в рамках реализации проекта «Студенческий театр: российско-германский диалог» актёры театра находились в Германии, в городе Веймар, где совместно с немецкими коллегами принимали участие в мастер-классах, которые проводили режиссёры и хореографы из Германии и России. Эта работа послужила началом совместного проекта с немецким студенческим театром – создание перфоманса по мотивам романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», премьера которого состоялась во время второго, теперь уже международного фестиваля студенческих театров «Новый взгляд». Фестиваль проходил в университете и на других сценических площадках города в ноябре 2007 г. при поддержке, в том числе и финансовой, Правительства Санкт-Петербурга. В фестивале принимали участие не только ведущие студенческие театры России, но и студенческие коллективы из Чехии, Бельгии, Финляндии, Ирландии и Германии. Несомненный успех этого фестиваля позволяет надеяться на его долгую жизнь и дальнейшее развитие, что ставит университет в центр российского и международного театрального студенческого движения.
На фестивале «Новый взгляд-2007» театр «Ювента» представил свой новый спектакль «Симфония огня» по мотивам романа Р.Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В интерпретации театра антиутопия Брэдбери, написанная полвека назад, оказывается в наше время пугающе актуальной. Та лавина информации, которая обрушивается на современного человека с рекламных щитов, с экранов телевизоров и мониторов компьютеров просто топит человека в информационном хаосе. Темп жизни ускоряется, человеческие отношения становятся всё более формальными и поверхностными, контроль государства над умами людей всё более изощрённым и эффективным. Спектакль «Симфония огня» можно отнести к жанру спектакля-предупреждения. Брэдбери, а вслед за ним и «Ювента» предупреждают о том, что гедонистическое общество потребления может быть столь же плодотворной почвой для возникновения государства, стремящегося к определяющему воздействию на мысли и поступки своих граждан, как и общество всеобщего уравнения. В художественной интерпретации театра эта идея звучит сильно и убедительно. Спектакль «Симфония огня» показывает, что несмотря на закономерную для студенческих театральных коллективов нестабильность актёрского состава, руководству «Ювенты» удалось добиться замечательной слаженности ансамбля. Это проявляется как в драматических, так и в хореографических, вокальных сценах. Как и предыдущие спектакли «Ювенты», его отличают запоминающаяся музыка и целый ряд оригинальных режиссёрских решений.
Не сомневаюсь, что студенческий театр нашего университета ждут новые успехи и достижения. Автор этой статьи в своё время почти десять лет жизни отдал художественной самодеятельности ЛГПИ, и сегодня я по-хорошему завидую юным актёрам «Ювенты». Завидую, потому что изменившиеся время даёт им возможность широкого творческого общения с единомышленниками из различных регионов России и других стран. Завидую, потому что политика университета создаёт им условия для этого общения. Завидую техническому оснащению театра, немыслимому во времена моих студенческих лет. Завидую и горжусь. Потому что сегодня студенческий театр РГПУ им. А.И.Герцена стал одним из ведущих студенческих театров страны, заметным явлением в театральной жизни города. А самое главное, воспитание театром, которое исповедует «Ювента», поможет его актёрам и зрителям состояться, стать интересными и востребованными людьми, приумножить славу их родного университета.
Театр «Ювента» Премьера. «Симфония огня»
«Невское время» 4 марта 2008
Молодой питерский театр «Ювента» покажет свой новый спектакль – мюзикл «Симфония огня» по антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», впервые представленный в рамках фестиваля студенческих театров «Новый взгляд-2007».
По словам авторов, их обращение к знаменитому роману продиктовано его сходством с реалиями сегодняшней жизни. Брэдбери принадлежит к редкому типу фантастов, не придумывающих будущее, а словно скандирующих его. Причём главным его предвидением становятся не бытовые детали прогресса вроде мобильников, «умного дома» или телевизионных стен, а «узнавание» человека XXI века.
Жанр мюзикла не умаляет серьёзности спектакля. Музыка порождает ещё один пласт смыслов, помогает глубже проникнуть во внутренний мир персонажей, добавляет красоты и пронзительности в пугающе-привлекательный глянцевый мир, созданный на сцене. «Что тебе нужно? Прежде всего работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно. Так зачем же учиться чему-нибудь? Наслаждайтесь!» — слова брандмейстера Битти отражают ту реальность, в которой оказывается главный герой и которая так сильно напоминает современную жизнь. «Ювента» искренне пытается донести эту правду до зрителя. В её арсенале молодость и талант, красивые голоса, острые диалоги, зрелищность и оригинальный замысел режиссёра Виктора Николаева.
Смелый новый взгляд
«Санкт-Петербургские Ведомости. Афиша недели» 5-11 ноября 2007
11 ноября в Петербурге откроется фестиваль студенческих театров «Новый взгляд-2007″. Всё, что происходит в любительских театрах по всей стране, покажут в одном городе.
Первый подобный фестиваль прошёл два года назад, некоторые коллективы были названы новаторами, а нынешний смотр получил статус международного. В течение недели зрители увидят постановки, которые, выжив в предварительном отборе, приехали в Петербург из Чехии, Бельгии, Финляндии, Ирландии, Германии.
Говорят, что студентам не занимать творческой свободы и тяги к экспериментам. В программе фестиваля, в частности, спектакли университетов Саратова, Тамбова, Челябинска. Их выбор — музыкальные постановки по пьесам известным и не очень. Так, театр-студия «Коллаж» покажет спектакль «Загляни за дверь» (12 ноября, ТЮТ). А из Тамбова приедет спектакль «Иисус» по рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда» (14 ноября, Колонный зал Университета им.Герцена).
Участники из других стран тоже, не стесняясь, пробуют разыграть на сцене самые разные истории. Веймарский театр Im Stellwerk покажет спектакль по роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (14 ноября, Колонный зал РГПУ). Что интересно, этот же материал выбрали для работы и в петербургском театре «Ювента», одном из организаторов фестиваля.
Финский театр «Новый мир» покажет одноименный спектакль без слов (13 ноября, ТЮТ). Чехи и ирландцы увлечены современной драматургией, здесь совсем не известной. А Королевский театр университета города Льежа (Бельгия) осмелился поиграть с морализаторской, поучающей прозой Ганса Саше, писателя и просветителя.
Герценовская теория эволюции, или чем докажете?
Екатерина СМИРНОВА, «Педагогические вести» №14-16 (2509/2511), май-июнь 2007
Ещё задолго до того, как был написан сценарий ежегодного празднования дня рождения университета, стало известно, что разместит герценовцев на этот раз вовсе не привычный ДК Горького. Праздничный вечер был перенесён на сцену петербургского Мюзик-холла, рядом с планетарием. Ближе к звёздам…
Огромная сцена, масштабность декораций бьёт все рекорды прошлых лет — есть где развернуться творческой мысли организаторов юбилейного торжества! По обе стороны сцены установлены экраны прямого эфира. Третий, у самого потолка в центре сцены, точно око оракула, будет рассказывать гостям праздника о достижениях университетских факультетов.
Поздравления зазвучали со всех экранов сразу.
210 лет. В виртуальном приветствии «университет на Мойке» вспоминал А.Кушнер, поэт Е.Евтушенко возлагал надежды на будущих учителей — всегдашних «ломовых лошадей просвещения». Поздравляли университет также Ч.Айтматов, В.Маканин, Л.Улицкая. Всё это — уникальные интервью, привезённые театром «Ювента» с VI форума молодых писателей России, куда ювентианцы были приглашены осенью 2007 года.
Университет приветствовали не только с экрана. Губернатор города, поблагодарив университет за тяготение к новаторству и постоянное пребывание «в первых рядах» российского образования, вручила ректору РГПУ Г.А.Бордовскому герб Санкт-Петербурга.
Свою alma mater поздравляли и сами герценовцы. Год от года выступления творческих коллективов университета проходят на всё более профессиональном уровне. «Северное сияние», «Театр спорта», оркестр «Классика» каждый год поражают воображение зрителей всё более совершенными творениями.
Следует в очередной раз отдать должное сценаристам и главным организаторам праздника: театру «Ювента» и бессменным ведущим вечера — Виктору Николаеву и Сергею Белоусову. Казалось бы, ну чем ещё они смогут удивить зрителей: интерактивные игры с залом уже проводились, видеосюжеты и хроники прошлых лет гостям показывали, видеошутки и розыгрыши тоже были… И всё же нашлось место инновациям! Теперь вниманию публики ювентианцы явили новый жанр — анимацию.
Кроме того, поскольку театр сейчас готовит к постановке новый спектакль, гости юбилейного дня университета увидели эксклюзивные эпизоды будущего мюзикла. Выбранные в качестве завершающего аккорда вечера, эти сцены прозвучали будто бы на тон тише всех предыдущих номеров — задумчиво и печально. Точно зацепились за какую-то ниточку сознания. Вспомнилось, что поздравления в адрес университета, звучавшие из уст известных писателей и поэтов, были абсолютно лишены пустой формальной мажорности, поэтому и запомнились как нечто особенно ценное. Мудрые, актуальные и немного грустные.
Чуть приведённые в порядок мысли и впечатления от увиденного и услышанного явили вот что: если сначала праздник дня университета походил на книжку с яркими картинками, на цветной диафильм или мультик, то теперь сравнение пришло совсем другое. Теперь это была, скорее, книга с историей. Книга в добротной обложке, с отлично продуманным сюжетом. Иллюстрации? Они были… Хотя, может быть, мастер был настолько талантлив, что картинки возникали лишь в нашем сознании?
Обещание нового взгляда
Евгения ТРОПП, «Страстной Бульвар», 10 №4-84, декабрь 2005
Фестиваль студенческих театров России «Новый взгляд — 2005″ прошёл 12-17 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге. Устроители студенческого театрального фестиваля красиво, ёмко и звонко назвали его «Новый взгляд». Программы художественных поисков в этом названии не заложено, просто у молодых людей, действительно, не может быть «старого» взгляда на мир! Новый взгляд — это не обязательно новые формы. Гиперавангардных тенденций фестиваль как раз не предъявил. Но хорошие спектакли были по-настоящему хорошими, творческое горение — ярким, интерес к искусству — подлинным и глубоким.
Между тем, «новый взгляд» на российскую театральную действительность появился у автора этих строк. Варясь в «собственном соку» профессионального театра, я как-то даже и не задумывалась о том, существуют ли сегодня любительские студенческие театры. Выяснилось, что они не просто существуют — живут интересной полнокровной жизнью, их сотни в нашей большой стране: организаторы получили более 200 заявок на участие в фестивале! В программу были включены 12 спектаклей из весьма далёких друг от друга городов (от Хабаровска до Твери, от Казани до Тюмени, включая Москву и Питер). Поразил общий заинтересованный настрой участников: и руководители театров, и студенты смотрели все спектакли фестиваля, принимали горячее участие в обсуждениях (иногда довольно-таки резко критиковали друг друга, но и хвалили столь же открыто и искренне), готовы были общаться с раннего утра до поздней ночи. Давно не доводилось видеть студентов с такими живыми (не сонными! не скучающими!) глазами.
Ещё одна неожиданность — высокий художественный уровень постановок. Из дюжины спектаклей шесть стали лауреатами фестиваля; кроме того, жюри отметило дипломами отдельные работы режиссёров, актёров, художников и даже композиторов. Даже на фестивалях профессиональных театров редко бывает так много удач. Получился интересный и неоднородный жанровый подбор: было много пластического театра — клоунада и пантомима, были мюзиклы, были и чисто драматические спектакли.
Студенческие театры, как оказалось, многое умеют и мало чего боятся. Например, «Мимикрия» (Тюменский институт мировой экономики, управления и права) не побоялась взяться за пьесу А.Шницлера для театра пантомимы, которую сто лет назад интерпретировали великие режиссёры Мейерхольд («Шарф Коломбины») и Таиров («Покрывало Пьеретты»). Режиссёр Любовь Лешукова поставила свою пантомиму без оглядки на гениев и назвала историю «Страсти Пьеровы». Ион Ермаков написал оригинальную музыку. Всё начинается с весёлой игры в пятнашки и жмурки — прямо в зале, среди зрителей, бегают молодые актёры, ещё не персонажи. Незаметно они оказываются на площадке, и так же незаметно игра перестаёт быть радостной. Становится тревожно, тоскливо, даже страшно. Среди играющих возникают конфликты, обиды, они покидают или теряют друг друга — так рождается сюжет, вечный сюжет любовного треугольника. Главные герои — несчастный страдалец Пьеро (Юрий Захаров), колеблющаяся Пьеретта (Юлия Буракевич) и самодовольный Арлекин (Василий Синяков), и ещё, конечно, Смерть (Антон Тарасенко), ведь трагическая история любви не может обойтись без этого персонажа!.. Произвёл впечатление рефрен спектакля: медленно пересекающая сцену свадебная процессия, механически двигающиеся в дёрганом ритма люди-куклы с приклеенными улыбками пластмассовых манекенов.
Ещё два образца пластического театра приехали с Урала. «Арлекин» Пермского технического университета показал «Нелинейную эволюцию». В сочинённую режиссёром Львом Катаевым и участниками спектакля композицию входят этюды, танцы и номера, рассказывающие о самых интересных и ярких (с точки зрения авторов, конечно) событиях истории мирового театра. Стильные костюмы и сценография сочетают только два цвета — чёрный и белый; кроме того, художник Вячеслав Смирнов придумал любопытные маски для античного театра и commedia dell’arte. Спектакль сделан с добрым юмором и хорошим вкусом.
Одним их «хитов» фестиваля стала «KLINIKA by the group» студии-театра «Манекен» Южно-Уральского университета. Зрители буквально рвались в маленький зал ТЮТа, где играли челябинцы, многие желающие не попали, а те, кто попал, полтора часа хохотали до слёз, восхищаясь точной, мастерской, умной игрой. Весело-насмешливое представление началось уже в фойе, где публику встретили актёры-клоуны. Каскад блестяще исполненных номеров связан в единое целое не столько темой (хотя она есть: все мы — забавные и достойные сочувствия пациенты одной большой КЛИНИКИ), сколько особым взглядом на жизнь, на человека. Режиссёр Владимир Филонов и его актёры обладают абсолютно естественным природным чувством смешного, они так видят мир, поэтому образы и сюжеты, созданные их воображением, кажутся столь живыми и подлинными. Ошеломил мощный темп всего действия, увлёк дух радостной шутливой вольности, допускающей широкий диапазон юмора — от изощрённой ироничности и ядовитой насмешливости до откровенной буффонады в традициях грубоватого площадного балагана.
Современная драматургия оказалась редкой гостьей на фестивале «Новый взгляд — 2005″ (почему молодых людей не интересуют пьесы ровесником, хорошо это или плохо — отдельная тема для размышлений). Только режиссёр Алексей Якиманский и Театр-студия «Сад» (Похвистнево, Самарская область) обратились к «Зиме» Е.Гришковца. В спектакле симпатичный актёрский дуэт (Е.Алексеев и Ф.Фёдотов), есть юмор в решении некоторых узнаваемых ситуаций (воспоминания героев о детстве, о первом свидании и т.д.), но общая трактовка показалась несколько размытой и невнятной.
Как объяснил руководитель петербургского народного театра ЛМЗ-ВТУЗ Виктор Борисенко, он предложил студентам заняться драматургией 1970-х, и ребята выбрали для постановки пьесу А.Червинского «Счастье моё…». Выбор оказался верным. Получился чистый, внешне очень скромный и безыскусный, камерный лирический спектакль с удивительно человеческой, подлинной, «не театральной» интонацией. Чрезмерная, по мнению некоторых, сдержанность Ольги Мироновой в роли Виктории искупается её естественностью, мягким внутренним свечением, юмором. Режиссура ведёт себя в спектакле обдуманно и ясно, многие красивые и остроумные мизансцены запомнятся надолго.
Фестиваль представил две версии абсурдистской драматургии. Одна из них не показалась удачной («В открытом море» С.Мрожека, театр-студия «Зеркало» из Твери); вторая же представила «новый взгляд» на Ионеско: народный театр «Тандем» Дальневосточного Университета Путей Сообщения из Хабаровска привёз «Бред вдвоём». Не изменяя текст (правда, придумав некоторых отсутствующих у Ионеско персонажей — снайпера, мальчишку-соседа, торговца-араба), режиссёр Лина Занозина вместе с актёрами смогла вдохнуть в абстрактную историю современные острые смыслы. Герои, ведущие ожесточённые бои на маленьком семейном фронте, попадают в самое пекло большой страшной Войны, на фоне которой их «глупости и мелкие злодейства» кажутся милыми пустяками. Нелепые, жалкие, но по-своему симпатичные персонажи Алексея Ксенофонтова и Елены Колтанюк живут в… шкафу — старом, ободранном и тесном. Они ругаются, дерутся, мирятся, целуются, снова ссорятся — но при этом постоянно трепещут за свою жизнь. Обычные люди в своих домиках-шкафах — как маленькие улитки, которых может с лёгкостью раздавить тяжёлый солдатский сапог…
«Коллеги» хабаровчан из Санкт-Петербурга — театр-студия ПГУПС (Университет путей сообщения) — показали довольно слабую работу. Сама пьеса-сказка У.Гибсона «Тряпичная кукла», по которой режиссёр Сергей Сулим поставил спектакль «Я тебя люблю», показалась устаревшей и фальшивой, а в стиле постановки чувствовалась старомодная «тюзятина».
Санкт-Петербургский государственный Университет тоже скорее разочаровал, чем порадовал. Спектакль театрального содружества универсантов (режиссёр Евгений Соляков) посвящён судьбе эмигрантов-интеллигентов, бежавших из Германии и живших в Париже в 1930-е годы. Несмотря на помощь, оказанную профессиональными балетмейстерами и педагогами по вокалу, двигаются и поют студенты весьма неуверенно и робко, чисто драматические эпизоды играют приблизительно. Такая работа, несомненно, помогает в изучении истории и культуры определённой эпохи, а также языков — студенты играют по-немецки и по-французски, но художественным событием спектакль не стал.
Главный вуз страны — Московский Университет — конечно, не мог не принять участие в фестивале. Знаменитый в прошлом и популярный сегодня студенческий театр МГУ «МОСТ» привёз спектакль «Удача по скрипке» в постановке музыкального руководителя театра Георгия Долмазяна. В основа — слабая в литературном отношении повесть В.Алексеева, трактующая на современном российском материале известный сюжет о проданной дьяволу душе. Оглушительная музыка, громкие и к тому же усиленные микрофонами голоса, массовые танцы, яркие костюмы — форма спектакля кажется избыточной и назойливой, а содержание — бедновато и прямолинейно.
«Ящерица» по пьесе А.Володина показала, что актёры театра «Сдвиг по фазе» (Казанский энергетический университет) умеют не только зажигательно и энергично танцевать, но и работать с серьёзной драматургией. Зрелище получилось мощное — замечательные костюмы, стилизующие «первобытную эпоху», экстатические пляски племени (хореография — Айрат и Лилия Багаутдиновы). Достойны и актёрские работы, особенно заглавная героиня в драматичном и темпераментном исполнении Юлии Мажуто. Хороша была и её «соперница» из чужого рода — её сыграла Алсу Бокарёва, художественный руководитель театра.
Ярким завершением фестиваля, финальным восклицательным знаком стал спектакль хозяев, Российского педагогического университета им.А.И.Герцена, — совершенно оригинальный мюзикл. Его создатели задались безумной целью — соединить шоу и диспут, вложить серьёзное, проблемное содержание в «лёгкий» жанр. Синтетическая композиция «День подлинной свободы» включает песни, пластические номера, пушкинский «Пир во время чумы» и отрывки из повести Ю.Даниэля «Говорит Москва». Художественный руководитель театра «Ювента» Виктор Николаев — не только постановщик, но и автор песен (стихи и музыка). Его обширная команда (на сцене человек сорок!) прекрасно танцует и поёт, ребята явно музыкально одарены и здорово обучены (в чём можно было лишний раз убедиться, посмотрев ещё один мюзикл, «Вот тебе и Гамлет», который «Ювента» сыграла вне конкурса).
И, разумеется, выше всяких похвал неустанная работа всего коллектива «Ювенты» во главе с В.Николаевым в течение трудной и насыщенной фестивальной недели!
Увлекательный, наполненный событиями театральный марафон будут помнить все его участники и зрители. Быть может, этот фестиваль — прекрасное начало нового витка истории студенческих театров. «Новый взгляд — 2005″ — это возможность нового взгляда, мечта о нём и обещание его.
У театра - студенческое лицо
Екатерина СМИРНОВА, для газеты «Пять Углов» № 49(6925), 22 декабря 2005
На излете года впервые в Петербурге прошел фестиваль студенческих театров «НОВЫЙ ВЗГЛЯД — 2005″. Гостей принимал у себя студенческий театр «Ювента» РГПУ им. А.И.Герцена. В течение всей фестивальной недели свои лучшие аботы показали театры Казани, Москвы, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Твери, Тюмени, Хабаровска, Челябинска, Самары. В числе шести лауреатов, по итогам «НОВОГО ВЗГЛЯДА», оказались и хозяева фестиваля со своей постановкой — мюзиклом «День подлинной свободы».
Как же лучше объяснить, что такое театр в университете? Те, кто тебя знают, имеют разные представления о нем. Однокурсники считают, что это нечто потрясающе бесшабашное, сумасшедшее и веселое. Педагоги относятся к театру с опаской, утверждают, что он отвлекает тебя от учебы, но, в целом, рассматривают как нужную университету организацию.
Если говорить объективно, студенческий театр — это центр творческой жизни ВУЗа. Он организует все общеуниверситетские праздники, устраивает новогодние представления, и, конечно, создает собственные спектакли. А волшебство рождения спектакля — совершенно особенная отдельная тема для разговора. Ведь сегодня многие театры при университетах уже вовсе не похожи на «самодеятельность», благодаря высокому, близкому к профессиональному уровню постановок. А поэтому и сам процесс — это не просто выбор интересной пьесы, а сложное поэтапное выстраивание будущего произведения от написания сценария, музыки, постановки хореографии, проектирования декораций, до длительных репетиций.
Мимо театра не проходит ни одно значимое для университета событие. Поверь, что, став, наконец, студентом, тебе абсолютно необходимо отправляться на поиски университетского студенческого театра.
И тогда мы можем уже сейчас сказать друг другу: до встречи на «Новом взгляде — 2007″!
Взглянуть по-новому
«Педагогические вести» №34-35 (2468/69), декабрь 2005
Фестиваль студенческих театров России внёс разнообразие в университетскую жизнь. Целую неделю молодые труппы представляли зрителям свои лучшие работы. И дело тут даже не в борьбе за звание лауреата, а в том, чтобы «сверить свои творческие часы». Собкор «ПВ» Ольга Макарова составила своё представление о происходящем, побывав на спектаклях трёх городов: Петербурга, Москвы и Челябинска.
ОТКРЫТИЕ
Художественный руководитель нашей «Ювенты» Виктор Николаев встречал и провожал зрителей весёлым диалогом с Сергеем Белоусовым — вторым ведущим, который предстал перед нами «человеком с экрана». Участники театра «Ювента» отвечали за развлекательную часть открытия: песни, танцы, зарисовки на тему «Студенты и преподы».
В составе жюри: Яак Аллик, один из главных представителей эстонской культуры, Айварс Икшелис (Латвия), Михаил Чумаченко, вице-президент Российского центра Международной театральной ассоциации АИТА, актёр и режиссёр Тимофей Сополев, Алла Зорина, генеральный секретарь АИТА (Российского центра).
Виктор Николаев подчеркнул, что возродившееся молодёжное театральное движение не «форма досуга, а серьёзная кропотливая профессиональная сценическая работа». Впоследствии участники фестиваля доказали, что это так. Отозвались и гости. Сергей Смирнов, проректор по воспитательной работе: «Я искренне вам завидую, что у вас есть такой праздник, когда-то я сам выступал на этой сцене». Марина Дмитриевская, театральный критик, главный редактор Петербургского театрального журнала, сказала: «Я очень надеюсь, что для вас это не просто сладкое времяпрепровождение с песнями и танцами, что этот взгляд действительно будет новым». Она тоже должна была стать членом жюри.
Мажорный аккорд, конфетти, занавес. Свет.
МОСКВА. СТУДЕНЧЕСКИЙ ТЕАТР МГУ.
Георгий Долмазян — художественный руководитель театра МОСТ — характеризует спектакль как первый офф-бродвейский в России. То есть рассчитанный на живую и простую, студенческую, а не напыщенно-бродвейскую публику в сверкающих платьях. «Удача по скрипке» (поставлена Ириной Большаковой по повести Валерия Алексеева) получила диплом за участие.
С помощью песен и танцев, красочного действа женщина на скамейке исповедуется зрителю. Простая женская история — миллионы женщин, и у каждой она своя — о том, как душа превращается в кредитную карточку. Во имя сына, который становится гениальным скрипачом в обмен на душу матери и лишается её любви. Сын уезжает в турне. Больной отец уходит умирать на вокзал. Несчастная мать-одиночка становится просто одиночкой, и теперь она любит конфеты. Это прихоть судьбы? Может быть, злой рок? Ловушка? Или просто осознанный выбор женщины, уставшей от недостатка тепла, будь то норковая шубка, которой нет, или плечо мужа, который ушёл. Невелика потеря — душа. Ко всему привыкаешь, а уж это — вещь совсем бесполезная. Таков итог. По сцене с блестящими улыбками дефилируют красавицы. Все как одна в тёмных очках. В тёмных очках тётя Таня. Всё, что ни попросишь, она даст в обмен на сердечное спасибо, заключит договор и отпустит. Просто так. А я заплатила и теперь свободна.
ЧЕЛЯБИНСК. СТУДИЯ-ТЕАТР «МАНЕКЕН».
Это клиника. «Klinika by the group». Худрук Владимир Филонов и дурдом на выезде. Великолепные импровизации больных, потрясающие импровизации врачей. Всё это вместе — и зрители, битком заполнившие приватный зал ТЮТа смеются, как дети. Наивность, ребячество, оригинальность и искренность. А на выходе — широкая улыбка. Говорят, если посмотреть в глаза уходящих зрителей, то можно понять, каким был спектакль. После «Клиники» в глазах остаётся радость. Не веселье, не смех, а свет как проявление глобальной радости. Такое происходит, когда тебя переполняет восторг и хочется прыгать как можно выше, а ты устало плюхаешься на диван, потому что уже поделился всеми своими чувствами и, кажется, со всем миром.
Хочется поделиться и мне: это был один из самых необычных спектаклей в моей жизни. Тех, кто пришёл позже, в зал просто не смогли пропустить. Мне тоже сказали: «Кина не будет». Но под предлогом посмотреть, что там такое, я увидела весь спектакль почти с самого начала и до конца. Уверена, что стояла не зря. Театр стал лауреатом конкурса.
ПЕТЕРБУРГ. «ЮВЕНТА».
Без сомнений, они были хозяевами сцены. Они открывали и закрывали фестиваль. Они показали оба своих мюзикла: «Вот тебе и Гамлет…» и «День подлинной свободы». Первый — по мотивам произведений Леонида Филатова. Второй стал результатом синтеза произведений Даниэля («Говорит Москва») и Пушкина («Пир во время чумы»).
Актёров задействовано в театре очень много, и цели перед ними поставлены грандиозные. «Вот тебе и Гамлет» должен заставить зрителя задуматься о современной культуре, о том, что Гамлета вытеснили пиво и его реклама. Современного молодого человека ничто не интересует. Впрочем, что мы можем ему предложить? Остатки осколков пушкинского графина — «Стеклянную пыль», блестящую на танцполе дэнсхолла? И Онегин мог бы туда заглянуть…
Но пушкинские мотивы звучат в другом мюзикле. «День подлинной свободы» был представлен как конкурсный, и, конечно, «Ювента» завоевала звание лауреата на этом фестивале. Фантасмагорическая антиутопия лежит в основе концепции мюзикла. Чтобы понять её, просто представьте себе один день, когда можно убивать — а значит, можно быть убитым. Песни, танцы, пантомима и клоунада — средства, с помощью которых реализуются все поставленные перед «Ювентой» задачи. Ярко, красочно, со спецэффектами и пафосом. Это не просто мюзиклы. Это интеллектуальные мюзиклы.
ЗАКРЫТИЕ.
Чей взгляд новее, решало жюри. Кто-то стал лауреатом, а кто-то просто получил диплом «за участие». Признаться, для зрителя награды были не так важны. Атмосфера фестиваля подходила больше для сотрудничества, чем для соперничества. «Тандем» из Хабаровска, петербургский театр ЛМЗ-ВТУЗ, «Мимикрия» из Тюмени, «Сдвиг по фазе» из Казани стали лауреатами конкурса. Не обошлось и без индивидуальных поощрений. Лучшие актёры, художники, режиссёры и композиторы были также награждены стеклянными кубками. В которые были насыпаны ароматные засушенные цветы.
«Питерский театральный перекрёсток» — так назвал «Новый взгляд» А.А.Калягин, председатель Союза театральных деятелей, передавая ректору Геннадию Бордовскому и режиссёру Виктору Николаеву благодарственные письма.
Фестиваль, придуманный год назад, закончился во второй раз. Теперь ждём третьего.
Выжить во что бы то ни стало
Наталья СТУПАКОВА, газета «Метро», 30 октября 2005
Театр «Ювента» дарит всем «День подлинной свободы»
ИНТЕРВЬЮ
О том, что чувствует человек за день до наступления полного беспредела, нам рассказал Сергей Чумилкин, исполняющий одну из главных ролей в мюзикле.
О чем спектакль?
Всем людям объявляют, что завтра наступит день подлинной свободы. И на сцене мы видим людей за день до этого. Они понимают, что завтра можно будет все — даже убийство. Могут убить их, могут убить и они. Тогда люди начинают задумываться, где друзья, а где враги. Действие похоже на «Пир во время чумы».
Почему свобода именно подлинная?
Свобода — это когда мы просто свободно гуляем по городу, а когда мы подлинно свободны, у нас нет ни моральных, ни личных ограничений.
Тема убийства и смерти сегодня актуальна?
Актуальность не в идеях, а в том, как они воплощены.
И как?
Мы что-то позаимствовали для мюзикла у театра, а что-то у ТВ. На сцене помимо игры актеров будут еще и видеофрагменты, клипы, многократно усиливающие восприятие.
Право выбора
Светлана ВАВИЛЬЧИКОВА, журнал «Ваш досуг» №20 (212), 23-29 мая 2005
Те, кто уже видел музыкальный спектакль Виктора Николаева «День подлинной свободы», отзываются: «Это было, как глоток чистого воздуха. Захотелось и дальше жить в нашем сумасшедшем мире!»
Наверное, каждый из нас хотя бы раз в жизни мог сгоряча пожелать зла другому. Но способен ли убить, зная, что окажешься безнаказанным? На этот вопрос и предстоит ответить героям мюзикла «День подлинной свободы».
Возможно ли пренебречь чужой жизнью или есть все-таки общечеловеческие и духовные ценности, через которые нельзя перешагнуть, — каждый найдет свой ответ.
Душевные терзания сочетаются с волшебными песнями о любви и звездах. Энергетика молодого актерского ансамбля с неординарными режиссерскими находками и потрясающей музыкой создают на сцене театра «Ювента» современную ироничную историю, которая удерживает зрителя в своем кресле до финала.
Section
Илья НЕФЕДОВ, «Известия» № 25/26826, 14 февраля 2005
В ближайшие дни петербургский молодёжный театр «Ювента» представит зрителям два спектакля: 15 февраля — «День подлинной свободы», 17 февраля — «Вот тебе и Гамлет…».
Первая постановка театра — мюзикл по мотивам произведений Музы Павловой и Леонида Филатова «Вот тебе и Гамлет…», вызвав довольно неоднозначную реакцию, с каждым сезоном привлекает всё большее внимание театральной публики. Напомним, что «Ювента» существует пятый год, недавно она вошла в международную ассоциацию театров AITA. Как всегда, спектакли театра можно увидеть на набережной Мойки (дом 48, корпус 4).
Основу сценария нового музыкального спектакля «День подлинной свободы» составили пушкинская «маленькая трагедия» «Пир во время чумы» и повесть писателя-шестидесятника Юлия Даниэля «Говорит Москва».
— Я бы назвал эти два мюзикла своеобразным диптихом. В новой постановке с ещё большей силой звучит тема массовой культуры, ведь смерть навязывается нам с телеэкранов. Пушкин изображает человеческую душу в её крайнем напряжении. Там причиной этого напряжения является неминуемая гибель от чумы, ожидающая человека, здесь — страх смерти в канун дня открытых убийств, — говорит режиссёр театра Виктор Николаев.
В новом мюзикле элементы театра теней, видеофрагменты, необычная сценография и энергия молодого актёрского коллектива сочетаются с оригинальной музыкой и неординарными режиссёрскими находками. Нашлось место и для вечных тем: любви и ненависти, жизни и смерти.
Режиссёр-постановщик и автор музыки — Виктор Николаев, авторы сценария — Сергей Белоусов, Виктор Николаев, Мария Черняк.
Section
«Петербургская сцена» №13, 26-3 декабря 2003
Смелая попытка авторов сценария В.Николаева и С.Белоусова синтезировать в одно целое такие разные в жанровом отношении произведения, как пьесы Музы Павловой и Леонида Филатова, оказалась настолько удачной, что этот мюзикл не сходит со сцены РГПУ им. Герцена уже третий сезон.
Премьера состоялась 25 апреля 2002 года и сразу стала заметным явлением в театральной жизни. Конечно, о мюзикле сразу заговорили и критики, и средства массовой информации. «Интересно, что привычная для классического бродвейского мюзикла сюжетная прозрачность в этой постановке постепенно растворяется, и за её пределами возникает иная правда — в финале предельно обнажается авторская позиция» (Варвара Перлова, «Вечерний Петербург», 26.10.02).
Живой организм спектакля чутко реагирует на новые актёрские и режиссёрские находки. Со временем он лишь развивается, растёт и набирает силу. Так у петербургского зрителя есть уникальная возможность увидеть эту постановку в новом театральном сезоне.
Вот тебе и Гамлет...
Софья ПРОКОШЕВА, для Ювен-газеты, 2003
Студенческий театр «Ювента» — театр молодой. Он возник в 2001 году на основе Центра Творческого Развития и Досуга Студентов РГПУ им. А. И. Герцена, а в течение минувшего сезона уже был представлен в афише Петербурга мюзиклом «Вот тебе и Гамлет». Успех постановки у молодежной аудитории обусловлен не только новым театральным мышлением, свежими сценическими идеями, неожиданностью художественных решений, но и безудержной энергией сплоченной театральной команды.
…Представьте… Поднимается занавес … и…
…На сцене — вешалки с одеждой зрителей, пришедших в театр на шекспировского «Гамлета». Судя по вещам, зрительская аудитория очень пестрая: здесь и яркая куртка тинэйджера, и потертая шубка интеллигентной дамы, и старое пальто деревенской женщины, и форма военнослужащего. Но вдруг одежда на вешалках оживает, начинает двигаться и разговаривать. «Ну и мороз тридцать градусов!», — сокрушённо восклицает шинельвоеннослужащего. Так завязывается диалог между ожившей одеждой столь разнообразных «театралов» и вполне реальной гардеробщицей, которая вольно интерпретирует «Гамлета», пытаясь объяснить, почему пьесу называют трагедией. В ее пересказе великое классическое произведение становится пошлой бытовой историей.
А где же Гамлет? Вероятно, почитатели Шекспира будут несколько разочарованы, ибо имя Гамлет в названии мюзикла лишь повод поговорить о месте мировой культуры в современном обществе.
«Вот тебе и Гамлет…» — это искромётное музыкальное представление с песнями, озорными куплетами, танцами, пантомимой и клоунадой. Спектакль стал результатом талантливой режиссерской работы Виктора Николаева в тандеме с блестящей творческой группой молодых людей. Сценарий постановки создан Сергеем Белоусовым по мотивам произведений Леонида Филатова и Музы Павловой.
В экспериментальной постановке «Ювенты» интересны как выразительная и разнообразная хореография, причудливая сценография, необычные костюмы, так и замечательный музыкальный материал. Музыка написана художественным руководителем театра Виктором Николаевым.
Премьера состоялась 25 апреля 2002 года и сразу стала ярким и неожиданным явлением в театральной жизни. Конечно, о мюзикле сразу заговорили и критики и средства массовой информации. Но живой организм спектакля чутко реагирует па новые актёрские и режиссёрские находки. Со временем он лишь развивается, растёт и набирает силу. Так у петербургского зрителя есть уникальная возможность увидеть эту постановку в этом театральном сезоне.
Симфония огня как ключ к успеху
М.А.ЧЕРНЯК, доктор филологических наук, преподаватель кафедры новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена
«Мир раскололся пополам» – рефреном звучат эти слова в новом музыкальном спектакле студенческого театра РГПУ им. А.И.Герцена «Симфония огня», поставленном по мотивам знаменитого романа Рея Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (режиссер спектакля и автор музыки – Виктор Николаев). Раздвоенность, противоречивость, полярность, катастрофичность нашей жизни заставила театр «Ювента» обратиться к роману знаменитого фантаста, хотя сам Брэдбери не относит себя к писателям-фантастам. “Я считаю себя писателем “идей”, — говорит он в одном из интервью. — Это нечто иное. Такая литература впитывает в себя любые идеи: политические, философские, эстетические. Я из категории мечтателей — выдумщиков нового”. Пожалуй, именно эта особенность писателя и привлекла создателей спектакля.
Брэдбери принадлежит к редкому типу писателей – писателей-предсказателей, писателей-провидцев. Он не придумывает будущее – он его удивительным образом сканирует. Достаточно вспомнить предсказание мобильных телефонов в рассказе «Убийца», телекомнаты с полным эффектом присутствия в рассказе «Вельдт», «умного дома», телевизионных стен в «451 градус по Фаренгейту» и т.д. Но главным предвидением все-таки становятся не бытовые детали прогресса, а «узнавание» человека будущего, человека нашего XXI века.
«451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага», – отсюда название романа-антиутопии об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного и неопасного существования, уюта без душевного тепла. Пожалуй, ни одно из произведений Брэдбери так буквально не совпадает с сегодняшней действительностью, как этот роман. На наших глазах происходит десакрализация книги, которая все чаще воспринимается как одноразовый продукт (ее не хранят, не берегут, оставляют в гостиницах и транспорте, отдают знакомым), не случайно сейчас среди книг массовых жанров издания в мягкой обложке — лидеры продаж.
Снижение интереса к чтению – общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ как престижного источника получения информации и как приятной формы досуга, постепенно вытесняющих чтение. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, о чем с тревогой постоянно говорят и социологи, и культурологи и педагоги. Мы переживаем системный кризис читательской и писательской культуры. Поэтому столь остро и актуально звучат слова из монолога одного из героев спектакля, пожарного Битти: «По настоящему это началось тогда, когда все стало производиться в массовых масштабах. А, раз все стало массовым, то и упростилось. Содержание фильмов, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Срок обучения в школах сокращается, философия, история, литература, – эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно, Так зачем же учиться чему-нибудь? Наслаждайтесь!»
Симптоматично, что спектакль вышел в 2007 году. 16 апреля 2007 г. Рей Бредбери был награжден престижной Пулитцеровской премией как выдающийся и непревзойденный автор научной фантастики. В России же 2007 год был объявлен Годом чтения в связи с началом реализации национальной программы поддержки и развития чтения. При очевидной актуальности и современном социальном звучании произведение американского писателя оказалось созвучно глубинным размышлениям и тревогам молодых людей, студентов, выбравших для себя профессию учителя.
«Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного – от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, – и если утоните по дороге, то хоть будете знать, что плыли к берегу», – пишет Брэдбери. Создается впечатление, что эти слова стали основополагающими для молодых актеров «Ювенты». Вряд ли спектакль может служить спасению мира, это не входит в функции театрального искусства, но сказать о своей боли – может и должен. И, безусловно, в «Симфонии огня» эта боль звучит.
Актерам важно было поднять в спектакле вопрос, который волнует многих людей, живущих в обществе потребления. Не случайно, зрители разных поколений воспринимают спектакль на удивление одинаково – всех поражает эффект узнавания в этом, казалось бы, фантасмагорическом по сюжету произведении. В письменных отзывах на спектакль (традиция тетра – вкладывать в программку бланки для отзывов) зрители отмечали: «Спасибо Вам за Ваш труд, работу, в которую Вы вложили душу. Это очень чувствовалось в зрительном зале. Энергия самая положительная и волнующая. Желаем дальнейших творческих успехов!»; «Ошеломляюще, восхитительно! Пронзительно, трогательно, актуально!!!»; «Как хочется, чтобы как можно дольше остались в душе все те мысли, эмоции, чувства, которые появились благодаря спектаклю «Симфония огня»»; «Очень своевременный и глубокий спектакль и в то же время добрый и светлый».
Коварное в своей красивости «зазеркалье» нашего глянцевого мира угадывается в разных сценах спектакля: вот ласково и зазывно что-то предлагают, уговаривают, приборматывают телевизионные стены; вот очаровательные гламурные красотки поют сладкими голосами (но как страшны их слова!); вот пожарные, такие дружные, такие веселые и любящие друг друга, с веселым ликованием вспоминают человека, дом которого они сожгли на днях. Красива и пестра толпа (лейтмотив спектакля), то сбивающая друг друга с ног, то, наоборот, объединяющаяся в монолитную фигуру. Ее броуновское движение, погружение в себя, бормотание про себя рекламы зубной пасты, объясняется тем, что люди в толпе не видят и не слышат друг друга: на ушах большие наушники, как панцирь, закрывающие от мира. В отточенности каждого движения ощущается внутренняя энергия сработанного актерского коллектива, что является одним из отличительных качеств «Ювенты». Трудно освободиться от влияния толпы, трудно, как кожу, содрать с себя наушники, трудно осознать, что «дело, которому ты служишь» – преступление перед культурой, перед будущим. Но к необходимости этого и приходит пожарный Монтэг, приходит благодаря тому свету, которым вдруг озаряет для него мир юная и трогательная в совей отделенности от толпы Кларисса. Трепетная и тонкая тема пробуждения даже не любви, а, скорее, души звучит в музыкальном диалоге Монтэга и Клариссы.
«Мир раскололся пополам.
Это тонкая нить.
Как найти покой? Как соединить
В моем сердце лед и огонь?», –
в этих словах из музыкального монолога Монтэга звучит важная для спектакля мысль о постоянном выборе, который должен делать современный человек. Раздробленность мира предельно точно представлена и в хореографии (Наталья Кузнеченкова, Мария Пашинская), и в вокальных аранжировках (Маргарита Крылова, Александра Морозова), и в сценографии: в лаконичности и некой агрессивности подвижных металлических конструкций, в выразительности костюмов (Анна Жукова, Наталья Кузнеченкова, Ольга Кудряшова), в современном решении светового оформления спектакля (Александр Соловьев). Нужно сказать, что в этом спектакле, как и во всех других спектаклях «Ювенты», все делается силами студентов-герценовцев.
В июле 2007 года, накануне своего 87-летия, Рей Брэдбери в интервью корреспонденту «Российской газеты» признался: «Прогресс неизбежен. Главное, чтобы этот прогресс не раздавил человечество. Глобальное потепление, атомная бомба, массовое ожирение, загрязнение окружающей среды — все это дети прогресса. В то же время без прогресса невозможно и развитие человечества. Как же мы попадем к звездам, если откажемся от прогресса? Я думаю, что однажды наша цивилизация перерастет прогресс, и он станет не нужен, но пока до таких высот нам еще далеко. Ключ к успеху зарыт не в прогрессе, а в самих людях». Думается, что спектакль «Симфония огня» и стал для театра «Ювента» ключом к успеху.
Также о нас можно почитать
Gaudeamus №6 от 15-30.04.2002, №14 от 16-30.10. 2002, №3 от 15-26.03.2003, от 12.10.2005, №43 (33-СПб) от 21.11.2007
Аргументы и факты №43 (1148) от 10.2002, №17 (1122) от 04.2002
Афиша №2 (46) от 07-20.02.2005
Ваш досуг №44(186) от 6-14.11.2004., №48 (190) 6-12.12.2004, № 7 (199) от 14-21.02.2005, №12 (204) от 21-27.03.2005, №13 (205) от 28.03 — 03.04.2005
Вестник герценовского университета №3 (53) от 20.03.2008
Вечерний Петербург №198 (22361) от 26.10.2002
Герценовский колокол №8 от ноября 2006
Для Каждого Дома №10 от 05.10.2005, от 2.11.2005, от 4.11.2005, от 11.11.2005
Известия № 25 (26826) от 14.02.2005
Метро № 67 (439) от 19.12.2002, от 15.10.2004, 30.10.2005
Минуты века №19 (153) от 19.06.2008
Мой район №45 (91) от 26.11.2004, от 04.11.2005
Невское время № 78 (2916) от 25.04.2003, № 88 (2926) от 15.05.2003., № 90-91 (3168-3169) от 18.05.2004., № 185 (3263) от 5.10.2004., № 195 (3273) от 19.10.2004, от 12.11.2005, от 4.03.2008
Новости Петербурга №20(344) от 18-24.05.2004
Петербург-Экспресс №41/296 от 28.10. 2002.
Педагогические вести № 6-7 (2412/13) от 06.-07.2002, № 8-9 (2414/15).08.-09. 2002, №11 (2417) от 11.2002, № 1 (2419) 01.2003, №10 (2428) 09.2003, №4 (2435) от 02.2004, №10 (2441) от 05.2004, №19 (2450) от 02.2005, №29 (2460) от 10.2005, №34-35 (2468/69) от декабря 2005, №14-16 (2509/2511) от мая-июня 2007
Петербургская сцена декабрь 2002, февраль 2003, март 2003, ноябрь 2003, далее в электронной версии
Петровский курьер №30 от 21.10.2002, №4 от 03.02.2003,№ 33 от 18.10.2004, №35 от 21.10.2004, №40 от 06.12.2004, №4 (404) от 07.02.2005
Правое дело №10(80) от 7-13.03.2003.
Пять углов №40 (6766) от 24.10.2002. , №47 (6773) от 5.12.2002, №49 от 19.12.2002, №40 (6816) от 16.10.2003, №47(6823) от 4.12.2003, №20 (6846) от 20.05.2004, №21 (6847) от 27.05.2004, № 38 (6864) от 07.10.2004, №42 (6868) от 4.11.2004, №46 (6872) от 02.12.2004, №49 (6875) от 23.12.2004, №5 (6881) от 10.02.2005, №20 от 19.05.2005, №39 (6915) от 13.10.2005, №49 (6225) от 22.12.2005, №20 (6946) от 17.05.2006, №39 (6965) от 11.10.2006,
Реклама-Шанс № 86 (639) от 24.10.2002., №102 (655) от 19.12.2002, №150 (959) от 17.12.2004, № 12 (977) от 28.01.2005, от 11.11.2005
Санкт-Петербургские Ведомости, № 52 (4090) от 24.03.2008, №83 (4121) от 08.05.2008
Санкт-Петербургские Ведомости. Афиша недели, от 5-11.11.2007
Санкт-Петербургский Университет, № 21-22 (3611-3612) от 22.10.2002, № 26 (3685) от 09.11.2004, №21 от 11.2005
Смена №196 (23268) от 25.10.2002 , №209 (3281) от 15.11.2002, № 234 (3306) от 23.12.2002, от 07.10.2004.
Страстной Бульвар, 10, №4 (84) от декабря 2005
Театральный Петербург от 03-07.11.2005, №18 (98) 16-30.11.2005, №20 (100) от 16-31.12.2005, №6 (106) 16-30.04.2006
Утро Петербурга №35 (231) от 25.10.2002, №37 (233) от 15.11.2002; №42 (238) от 20.12.2002, №4 (243) от 7.02.2003., № 9 (248) от 14.03.2003, № 37 (276) от 31.10.2003., №17 (300) от 21.05.2004, №35 (318) от 15.10.2004, №38 (321) от 5.11.2004, №4 (332) от 11.02.2005
10 минут от метро №25 от 16.11.2005